Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение осуществляется РЭК Сахалинской области в соответствии с принципами регулирования тарифов, предусмотренными Федеральными законами № 190-ФЗ «О теплоснабжении», № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов, а также нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений и др., РЭК Сахалинской области определяет состав расходов, включаемых в тарифы, и оценивает их экономическую обоснованность.
Расходы на регулируемый период формируются постатейно с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций для реализации производственных и инвестиционных программ.
Величина экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для каждой ресурсоснабжающей организации зависит от вида используемого топлива, а также от следующих факторов:
– объёма реализации услуг (обратно – пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа);
– территориального расположения, характера местности, протяженности сетей, разбросанности объектов;
– уровня энергоёмкости установленного оборудования;
– степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии;
– конструктивных особенностей и плотности застройки жилья, обуславливающих, соответственно, различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла;
– особенностей технологического процесса (производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии более экономичен, в таком режиме осуществляется производство тепловой энергии Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, Охинской ТЭЦ).
Отметим, что Сахалинская область имеет специфическое географическое положение. Материалы, оборудование, запасные части завозятся в область из других регионов, соответственно, транспортные расходы на доставку существенно увеличивают их стоимость. Сложные климатические условия также ведут к ускоренному износу оборудования и дополнительным затратам на их ремонт.
Кроме того, на величину тарифов влияют дополнительные льготы работникам организаций, предусмотренные Федеральным законом от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям».
Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные ресурсы обусловлено, в первую очередь, увеличением ставок оплаты труда для работников ресурсоснабжающих организаций, ростом цен на энергоносители, горюче-смазочные и строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования, реализацию ремонтных и инвестиционных программ и многими другими факторами.
Стоит отметить, что для всех регионов определен уровень предельного роста платы за коммунальные услуги в размере 9%. Вместе с тем, в соответствии с Указом Губернатора от 28 ноября 2022 года №70 в Сахалинской области индекс роста платы граждан за коммунальные услуги не превысил 5,5%. (Для сведения: Хабаровский край – 9%, Приморский край – от 9,1 до 11,6%, Амурская область – от 4,8 до 11,4%, Республика Саха (Якутия) – 11,4%).
Источник: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (тел. 8(4242) 469-271, факс: 8 (4242) 469-288, e-mail: gkh@sakhalin.gov.ru, сайт: http://gkh.admsakhalin.ru)